Мифы о Церкви. Миф второй
В.Васнецов. Крещение Руси |
Миф
второй: Русь была крещена насильно
Во всех учебниках истории, изданный в Советском Союзе, постоянно повторялся тезис о том, что Русь была крещена «огнем и мечом». Государству, положившему атеизм своим духовным основанием, надо было убедить народ, 900 лет считавший себя христианским, что эта вера была ему навязана силой. Этот тезис по-прежнему воспринимается многими как истина, хотя, помня любимый лозунг Карла Маркса «Подвергай все сомнению», можно было постараться проверить, так ли это на самом деле.Я хочу опровергнуть этот миф с двух сторон: исторической и психологической.
Никто не видел Иоакимовскую летопись |
Исторический
взгляд. Сначала нужно определиться, откуда взялось само
выражение «огнем и мечом». Оно взялось из присказки «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем», которую
обнародовал в 18 веке Василий
Никитич Татищев, автор первого капитального труда «История Российская». Татищев говорил,
что он обнаружил некие тетради, являвшиеся, по его мнению, переписанной копией
старинной летописи, которой он дал название «Иоакимовской». Никто, кроме Татищева, этих тетрадей
не видел, первоначальную летопись не видел и сам Татищев, остались только его
выписки из этих тетрадей, и определить возраст тетрадей по бумаге и чернилам не
представляется возможным. Поэтому у
историков нет однозначного мнения по поводу «Иоакимовской летописи», кто-то
считает это выдумкой Татищева, например, Карамзин.
В оставленных Татищевым записях говорится о
конфликте, который произошел в Новгороде в конце 10 века, связанный с
нежеланием новгородцев креститься. Говорится о поджоге города, и раскопки проведенные
там в 20 веке, подтверждают это. НО, на месте пожарища найдены нательные
кресты. И тогда получается, что жертвами стали не язычники, а христиане. В
записях Татищева говорится, что дома христиан грабили и сожгли церковь Преображения
вместе со всем кварталом, где жили христиане.
В найденных в Новгороде берестяных грамотах,
относящихся к домонгольскому периоду, нет текстов,
которые говорили бы о язычестве его
жителей, наоборот, многие из них написаны
на церковные христианские темы. И даже
заговоры полны отсылок к христианским святым!
Как бы то ни было, это единственное свидетельство,
которое говорит о насильственной христианизации Руси.
Зато другие говорят об
обратном. Принятие Русью Христовой веры происходило в течение двух веков и
происходило добровольно.
Так, например, когда сын
князя Владимира, будущий святой
страстотерпец Глеб отправился по поручению отца крестить Муром и жители Мурома его не
приняли, он не захотел кровопролития, отвел дружину от города и разбил
княжеский стан, где прожил два года, выстроив там церковь Спаса-Преображения.
Но муромляне не принимали христианства, и Глеб с дружиной вернулся к отцу. Все
знают, что позже Муром стал родиной святого Ильи Муромца и князей-чудотворцев Петра и Февронии, покровителей семьи.
Другой сын Владимира, Ярослав Мудрый, был отправлен
княжить в Ростов, с ним
пришел туда епископ Феодор. Язычники не приняли проповедь новой веры и изгнали
епископа из города. Никаких карательных санкций по этому поводу не последовало.
Епископ мирно переселился в Суздаль и стал проповедовать там. Спустя два века,
благодаря трудам просветителей – епископов, князей и монахов – Ростов стал
центром христианской жизни Владимиро-Суздальской Руси.
Итак, с
исторической точки зрения, тезис о насильственном крещении Руси не выдерживает
критики.
Продолжение
следует.
Спасибо, Татьяна Михайловна! Вы так сжато и понятно объясняете такие довольно сложные темы.
ОтветитьУдалить