Мифы о Церкви. Миф второй (окончание)
Мои оппоненты в спорах о том, насколько православная вера свойственна русскому человеку, часто выдвигают аргумент о том, что Русь была крещена «огнем и мечом». В прошлой статье я приводила историческое опровержение этих взглядов. Сегодня хочу разобрать их с точки зрения психологии.
Теория о том, что Русь была крещена насильственным путем,
подразумевает, что наши предки были глубоко укоренены в своих языческих
воззрениях и заставить их отречься от них можно было только угрозой смерти.
Что же представляли собой их вера? Перун, Дажьбог,
Велес и другие были в глазах славян грозными, жестокими богами, они вызывали у
людей страх и трепет, и чтобы умилостивить их, им приносились человеческие
жертвы.
Об этом мы читаем в «Повести временных лет». Будучи
еще язычником, князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и
Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и
приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю
жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская».
И вот русичам была предложена новая вера. Вера,
которая была основана не на страхе, а на Любви. Вера, которая освобождала их от
страха перед Богом. Вера, которая говорила им, что Бог – это Отец, настолько
возлюбивший мир, что Он «отдал Сына
Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир
спасен был чрез Него». Ин. 3:16-17
Выбор
между страхом наказания и Любовью. Кто мог бы сомневаться в выборе?
Новая вера начала свое шествие по Руси. И то, что
она сердцем была воспринята нашими предками, свидетельствуют первые русские
святые, сыновья Крестителя Руси Борис и
Глеб.
Не за проповедь христианства были они причислены к
лику святых, не за отказ отречься от веры, а за стремление соблюсти тот
последний закон, который Иисус Христос дал своим ученикам на Тайной вечере: «По тому узнают все, что вы Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою» Ин. 13:35. Борис и Глеб отказались
идти против брата своего Святополка, замыслившего убить их, чтобы не было у
него соперников в борьбе за киевский престол.
«Сказала же ему (Борису)дружина отцовская: «Вот у
тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же
отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то
пусть этот будет мне вместо отца»
Уже зная, какая участь ему предстоит, Борис «кончив
заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ Владыки: «Господи
Иисусе Христе! Как Ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения,
собственною волею дав пригвоздить руки Свои на кресте, и принял страдание за
наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю
это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех».
Наверное, найдутся те, кто скажет, что это красивая
легенда. Но для меня важно, что русский народ сделал своими первыми святыми
кротких отроков, отказавшихся поднять оружие на брата.
У. Харт. Светоч мира |
Один из первых христианских писателей II века
Тертуллиан высказал удивительную мысль: «Всякая душа по рождению христианка».
Душа русского народа ощутила в себе Христианку и открыла себя Спасителю: «Се,
стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему,
и буду вечерять с ним, и он со Мною». Ин.3:20
Комментарии
Отправить комментарий