Мифы о Церкви. Миф второй (окончание)


Мои оппоненты в спорах о том, насколько православная вера свойственна русскому человеку, часто выдвигают аргумент о том, что Русь была крещена «огнем и мечом». В прошлой статье я приводила историческое опровержение этих взглядов. Сегодня хочу разобрать их с точки зрения психологии.

Теория о том, что Русь была крещена насильственным путем, подразумевает, что наши предки были глубоко укоренены в своих языческих воззрениях и заставить их отречься от них можно было только угрозой смерти.
Что же представляли собой их вера? Перун, Дажьбог, Велес и другие были в глазах славян грозными, жестокими богами, они вызывали у людей страх и трепет, и чтобы умилостивить их, им приносились человеческие жертвы.

Об этом мы читаем в «Повести временных лет». Будучи еще язычником, князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская».

И вот русичам была предложена новая вера. Вера, которая была основана не на страхе, а на Любви. Вера, которая освобождала их от страха перед Богом. Вера, которая говорила им, что Бог – это Отец, настолько возлюбивший мир, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Ин. 3:16-17
Выбор между страхом наказания и Любовью. Кто мог бы сомневаться в выборе?
Новая вера начала свое шествие по Руси. И то, что она сердцем была воспринята нашими предками, свидетельствуют первые русские святые, сыновья Крестителя Руси Борис и Глеб.

Не за проповедь христианства были они причислены к лику святых, не за отказ отречься от веры, а за стремление соблюсти тот последний закон, который Иисус Христос дал своим ученикам на Тайной вечере: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» Ин. 13:35. Борис и Глеб отказались идти против брата своего Святополка, замыслившего убить их, чтобы не было у него соперников в борьбе за киевский престол.
«Сказала же ему (Борису)дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца»

Уже зная, какая участь ему предстоит, Борис «кончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ Владыки: «Господи Иисусе Христе! Как Ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки Свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех».
Наверное, найдутся те, кто скажет, что это красивая легенда. Но для меня важно, что русский народ сделал своими первыми святыми кротких отроков, отказавшихся поднять оружие на брата.

У. Харт. Светоч мира
Один из первых христианских писателей II века Тертуллиан высказал удивительную мысль: «Всякая душа по рождению христианка».

Душа русского народа ощутила в себе Христианку и открыла себя Спасителю: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Ин.3:20

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Павел Рыженко. Прощание с конвоем

Святые живут среди нас