Постовое чтение. И.Шмелев. Богомолье. Лето Господне

Пост – особое время для православного христианина. Не просто отказ от скоромной пищи, но и пристальное внимание к своей внутренней духовной жизни. Для тех, кто, как и я, любит читать, встает вопрос выбора книг на этот период. Хочу поделиться своим опытом.

Книги И.Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне» сыграли большую роль в моем воцерковлении. Они попались мне в руки в тот период моей жизни, когда я вдруг поняла, что за моей спиной стоят, уходя в глубину веков, поколения и поколения моих предков. Я задавалась вопросом: « Что же объединяет меня с ними? Что в их жизни было таким же, как и в моей?» И книги Шмелева дали ответ на этот вопрос. Православная вера, вот что объединяло и объединяет русских во все времена. Сотни лет назад в наших храмах, на утренних и вечерних молитвах звучали те же слова, которые звучат и сейчас.
Книги, написанные от лица шестилетнего мальчика, трогают удивительной искренностью и проникающей до самой глубины души теплотой. Эти чувства настолько сильны, что, когда я читала эти книги впервые, по моим щекам беспрерывно текли слезы, те слезы умиления, о которых мы просим в некоторых молитвах. Иван Шмелев рассказал в них истории своего детства, нарисовал удивительно живые характеры простых русских людей, бедных и не слишком образованных, но достигших такой духовной высоты, о которой нам, их потомкам, можно только мечтать. Своей глубокой верой они вселили в маленького Ваню  нравственную силу, которая помогла потом Ивану Шмелеву перенести все несчастья, которые обрушились и на его семью, и на нашу Родину. Эти воспоминания детства грели  на чужбине его самого, а потом и его читателей. Историк А. Карташев писал: « У людей на ночном столике наряду с молитвословом лежат томики «Лета Господня», как прежде лежали «Жития святых» Димитрия Ростовского. Это уже не литература… Это «душа просит». Это утоление голода духовного».

Огромной радостью было для меня, когда 30 мая 2002 года прах Ивана Сергеевича Шмелева и его жены был перевезен из Франции и  упокоился наконец в родной земле, в некрополе Донского монастыря, недалеко от кладбища ,где были похоронены и его горячо любимый и рано потерянный  отец, и скромный плотник Горкин, который вел маленького Ваню путем Христа.

Теперь, каждый раз бывая в Москве, я стараюсь посетить это место и поклониться памяти великого православного писателя.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Павел Рыженко. Прощание с конвоем

Христос рождается, встречайте!